Инклюзивная школа — это такая школа, которая признаёт и поддерживает принципы инклюзивного образования, предпринимает меры к тому, чтобы адаптировать процесс обучения к разным особенностям и возможностям детей, а также принимает и включает в процесс обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на равных с другими учениками.
Как бы кто не любил школу, не любил уроки, учитывая прогулы и двойки, все равно каждый может вспомнить своего школьного друга, своих одноклассников и то время когда было весело. Но почему то кто — то думает, что имеет право определять кому можно общаться с людьми, а кому нет. И речь не об отъявленных преступниках, а о детях, какими бы они не были.
Первый раз в первый класс в школу?
Все что я напишу ниже — это сугубо мое личное мнение, которое может не совпадать с общепринятым. Я использую только свой опыт и наблюдения.
В первый класс Матвей пошел в 7 лет, в школу, где я сама училась. Разочарование в родной школе пришло почти сразу после визита к директору, хотя, по неизвестной причине, осознала этот факт я спустя пару лет. Я долго сомневалась идти ли Матвею в школу или остаться в саду еще на год и в последний момент пошла все таки в школу. Но директор предложила только обучение на дому, то есть домашнее обучение, но ребенок будет прикреплен к конкретному классу.
Домашнее обучение — это когда учительница ходит на дом к ученику 3 раза в неделю на 2-3 часа.
Пообещали адаптивную программу, которую я не ощутила в реальности на ребенке. Нет музыки, физкультуры, ИЗО и самое главное нет общения с ребятами, согласитесь совсем не школьная обстановочка? Плюс в этой ситуации только в том, что мама снимает с себя нагрузку в плане дороги, которая каждый раз нелегка с плохо передвигающимся ребенком с раннего утра, не нужно рано вставать. И всё. Директор же обосновала свое предложение тем, что нет для него места в классе, нет парты и стула!
При том, что я была готова присутствовать в школе, водить в туалет, в столовую и тд. Учеба у Матвея шла хорошо, он успевал по программе. На мероприятие нас пригласили один раз — на окончание 1 класса:)))
«Инклюзивная» школа
Во второй класс Матвей пошел уже совсем другую школу, куда я стремилась — в инклюзивную, как она себя позиционировала. В это время инклюзию стали внедрять уже во все школы, то есть любой ребенок с инвалидностью мог, в теории, пойти в любую школу и ему не имеют право отказать в образовании в этой школе. Вот и нам не отказали, даже пообещали адаптивную программу, которую я тоже не увидела (как в предыдущей школе). Несмотря на доброжелательность учителя и условия, которые все таки были и заключались в том, что было организовано лфк (это редко бывает в школах) и Матвей мог ходить на ритмику. Как мы ни просили какой -либо компьютер для уроков — его так и не предоставили, но зато Матвей был на равных со всеми и учился писать, хотя диктанты он все же печатал на ноутбуке учителя. К слову — учиться писать самостоятельно даже обязательно для моторики рук, а так же для развития речи.
Отношения с одноклассниками не складывались, причиной становились либо излишнее внимание учителей к Матвею, либо дерзость и нетерпимость детей. Зачастую родители не информируют своих детей или сами ведут себя нетерпимо к инвалидам ,что приводит к подобному поведению и их детей. А он как общительный мальчик, тоже стремился дружить разными способами, но не складывалось. Затем появился буллинг и это стало мешать учебе. Кроме того постоянная смена учителей, которые не могли (или не хотели) построить работу с детьми в классе провоцировало все большую волну агрессивного поведения детей и недовольство родителей. Мои многократные попытки привлечь к проблеме психолога ни к чему не привели. В итоге все дети с овз ушли из класса, кто куда.
Мы в другую школу, не стали продолжать бороться за то, что бы школа соответствовала своему статусу, несмотря на хорошее расположение других учителей. Но давление со стороны директора и бездействие учителя хоть как — то наладить положительную атмосферу в классе, подавить буллинг в адрес нескольких детей, в том числе Матвея, сформировать взаимодействие с родителями и хоть как — то начать работу с особенными детьми её класса.
Так же в этой школе существует индивидуальное обучение ребят, которые по тем или иным причинам не могут учится в классе. Так вот это не инклюзивное образование, несмотря на то что ученик находится в стенах класса, у него редко совпадает расписание уроков и перемен с другими классами, когда он смог бы пообщаться с ребятами, а в другое время, например во время мероприятий особенных детей обычно стараются избегать. Получается, что практически ради большего финансирования (на ребенка — инвалида выделяется больше средств, администрация школы набирает побольше особенных детей, несмотря на переполненность класса, но не выполняет заявленные статусом инклюзивности условия) за исключением подъемника для колясочников. Сколько раз я предлагала учителям/психологам проводить уроки доброты или хотя бы проведение классных часов, но нет. На особых детей либо акцентируют внимание, либо игнорируют явный буллинг. Это все я знаю и видела своими глазами, поскольку на протяжении 3,5 лет находилась в школе, — коридоре, столовой и тд, пока у Матвея шли уроки. Вот такая инклюзия получается.
Так же несколько слов о столовой в любой школе. Понятно что средства на питание для таких детей выделяется другое, что работникам столовой удобно кормить детей с овз из каждого класса в отдельной группе, за отдельным столом. Но другие дети не дураки — отлично понимают что они питаются бесплатно, многие думают «а чем мы хуже этих инвалидов?», то есть происходит классовое разделение в угоду удобства школы.
Инклюзия в «обычной» школе
В последующем, мы перешли в обычную школу, как говорится «возле дома», хотя я опасалась, что ситуация только ухудшится, что в обычной, неподготовленной ребята окажутся более нетерпимыми, а учителя вообще будут резко против его обучения. Но на деле оказалось, что обычные ребята вполне спокойно отнеслись к появлению в их классе ребенка с ДЦП, нет конфликтов и по сей день. В любом месте, коллективе, все зависит от людей, их воспитании и принятию окружающих. Учителя, на сколько я знаю, стараются не акцентировать внимание на его необычные проявления, в виде падений, плохой речи, письма и тд. Да и это очень сильно зависит и от самого человека, насколько он адекватен, добр и понимает, что каждый человек в большей или меньшей степени отличается друг от друга. Мы оказались именно в такой среде, где Матвей отлично себя чувствует, находится один и вполне самостоятельно общается, учится, ходит в столовую, на кружки и праздники в школе. Вот это я считаю инклюзией. То есть он максимально внедрён в процесс обучения, в процесс общения со сверстниками и жизни школы в целом. Конечно эта школа куда менее оборудована и укомплектована, здесь есть свои недостатки, но в каждом месте — главное люди, а не вещи.
Начало нашего знакомства с инклюзией в первой части статьи.