Никогда не была за специальные условия для инвалидов, наверное потому, что ребенок такой, чем меньше специальных условий — тем больше стимула двигаться вперед, преодолевая все преграды. Людям/детям с более тяжелыми проблемами наверное сложнее. Но я думаю что нужно быть готовым ко всему, не всегда условия могут быть в наличии, а , к примеру надо все равно идти куда — то, и вот что будешь делать?… Поэтому мы всегда старались обходиться без спец стульчиков, коляски (даже её нам предлагали), костылей, оборудования для дома, ходунки, коляски для улицы и тд.
Все что я напишу ниже — это сугубо мое личное мнение, которое может не совпадать с общепринятым. Я использую только свой опыт и наблюдения.
Дети с овз и инклюзия в спортивных секциях
Спортивные секции, как известно рассчитаны на обычных детей, детям — инвалидам уготованы лишь индивидуальные занятия/тренировки или специальные группы детей с овз с подготовленным тренером. Понимаю, что все дети абсолютно разные, даже с одним и тем же диагнозом, что нужен индивидуальный подход. Но в основном всех детей с овз принимают одинаково, ожидая от них много проблем и большой работы. Спортсмены, которые оказывались на нашем пути, всегда оказывались наиболее доброжелательными, понимающими и всегда готовые чем -то помочь. Скорее всего, они тоже чувствуют в своей жизни большое преодоление, также как дети инвалиды в своей каждодневной жизни.
Тем не менее инклюзивных спортивных секций найти сложно, или надо добиться соответствующих результатов перед вступлением в коллектив обычных спортсменов и начинать тренироваться в каком — то виде спорта, что бы достигать побед на равных. В итоге для детей с овз можно найти место в каком либо параспорте, что тоже не плохо. Но мы столкнулись с тем фактом, что тренировки (что касается нашего города) по параспорту проходят в отдаленных районах, такое ощущение что выделяют залы такие, которые «самим не нужны, а выкидывать жалко», порой эти залы ребята сами ремонтируют, а на сами тренировки не выделяется финансирование, и тут все зависит только от желания добиваться побед. Добираться до таких отдаленных районов не просто, тем более без личного транспорта, и стоит немалых усилий, времени и нервов.
В школе спорт/физкультура тоже оказалась больной темой, в немногих школах есть два зала физкультуры, в одном занимаются часть класса обычных детей, в другом ребята с овз. С точки зрения безопасности, возможно это правильно. Администрация школы и учитель не хотят отвечать за травмы и так травмированного человека. А с другой стороны ребята, которым нелегко и порой становится обидно, что они в отдельном классе, причём там же занимаются дети вышедшие с больничного. Плюс в этом есть, если в таком зале дают упражнения по силам , и они будут более эффективными, но опять же патологии у ребят разные и учителю так или иначе приходится подстраиваться под каждого. С более тяжелыми детьми (на колясках) физкультурой в школе вообще никто не занимается. В других школах нужно договариваться с учителем, одни берут на уроки, другие нет. Это уж как повезет. А если берут — то ребенок выполняет отдельные задания, практически индивидуально, но находится в зале со всем классом. Еще об инклюзии в школе в предыдущей части статьи.
Дети с овз и инклюзия на кружках и творческих студиях
Тут тоже все индивидуально, возможно только я путаюсь «впихнуть » Матвея туда, где он будет общаться с обычными ребятами, а другим это не надо по определению. Но родители обычных детей заведомо против, … но скорее они против самого определения инвалидности. Потому что после знакомства или общения с Матвеем обычно никто не против, ну или не говорят об этом. Где, где ну уж в творческих коллективах инклюзия безобидна как нигде. Здесь же нет стандартов, строгости и опасных действий. Тем более в такой расслабленной обстановке, как мы знаем, дети с овз чувствую себя как в своей тарелке, потому что в центрах реабилитации, где по мнению большинства людей мы , якобы «отдыхаем» , походит очень много занятий связанных с развитием творческих, художественных, театральных и других подобных способностей. Поэтому формирование в домах детского творчества смешанных — инклюзивных групп самое лучшее что можно придумать и вполне реально осуществить. Конечно родители, отдавая своего особого ребенка в такую инклюзивную группу, должны отдавать себе отчет как ведет в целом их ребенок, что бы было комфортно всем.
Приведу пример на нашем опыте театра кукол. Вначале были только индивидуальные занятия, но затем постепенно он влился в коллектив ребят обычных. Думаю он «влился» бы сразу, но взрослые думали и опасались…
Создание инклюзивного театра, хорошая идея, но занимаются ребята и взрослые с овз. Возможно неверно сформированное мировоззрение переменится у людей или пройдет время, театр начнет развиваться и присоединение обычных ребят будет обыденным делом. Еще раз повторяю — родители не в счёт, они, хорошо это или плохо, слились со своими детьми, нет разграничений…
Прикладным творчеством Матвей занялся потому, что ему не столько интересно ваять поделки, сколько проявлять самостоятельность. Идти из школы и самому, без мамы идти на кружок, благо он находится прямо возле дома. Это вполне безопасно и опять же для него — это новые знакомства, причем с обычными детьми. Он один с дцп в группе. Дети по разному относятся, маленькие сначала не понимают и решают, что он заразный. С его слов, дальнейшие занятия проходят без этого, привыкают наверное.
Праздники и дети с овз про инклюзию
Праздники для детей с овз — это совсем не про инклюзию, хотя сейчас в России все стремятся к ней. Но зачем где то её создавать и в тоже самое время организовывать отдельные праздники для людей с инвалидностью? Мне не совсем это понятно, хотя я понимаю, что не все простые неподготовленные люди смогут сразу нормально среагировать на ребенка с ментальными нарушениями, например. И поэтому возникает такое двоякое чувство и мысли о том, что мы как бы хотим что бы нас (особенных детей и их родителей) принимали в обществе на равных , но в то же время требуем особых каких — то условий: «нам нужен пандус, негромкая музыка, туалет оборудованный, понимайте нашу плохую речь или смиритесь с тем что мы можем погулять по сцене, когда там выступает кто — то» и тд. Вот именно поэтому многие боятся и этого слова инклюзия и организовывать инклюзивные праздники и мероприятия. Никому не хочется создавать себе дополнительные трудности. Но нам как родителям общение только среди особенных детей — это как варится в своем собственном соку, ничего нового в нашу жизнь, повторяюсь, не привносит, к сожалению.
Общественные организации и общество в целом про инклюзию
Общественные организации, которые мы периодически посещаем также не несут в себе инклюзию, дети как или иначе «варятся в своем бульоне», родители не в счет, потому что они как единое целое с детьми. Соцзащита и организации обществ инвалидов также организуют мероприятия исключительно для «своих», при этом дети мало общаются, тем более домашние, они медленно адаптируются и не успевают толком поговорить. Как и коррекционные школы в плане общения не дают развития в полной мере, социализации в обществе. Потому что детям потом жить в обществе, контактировать с обычными людьми, в один миг этого не получится.
Есть один единственный лагерь в стране, где живет инклюзия, все бы хорошо и замечательно — вот то к чему мы стремимся. Но есть огромный минус — финансовая сторона, которая проводит высокий забор между теми кто может финансово осилить такой чудесный со всех сторон организованный отдых для всех детей, даже самых тяжелых и самых обычных, добрых и активных, и тех кто не может себе этого позволить. Многие до сих пор думают, что деньги, выплачиваемые государством каждый месяц на детей — инвалидов — это слишком много и нам на все хватает, как говорится. Но многие просто живут на эти деньги, не имея возможности другого заработка. Поэтому остается решение организации такого волшебного инклюзивного лагеря на государственном уровне. Есть же обычные лагеря, куда, кстати, не берут детей с овз ни в каком виде, но тем не менее путевки предусмотрены…вот интересно куда они «уходят»?
На мастер — классы, праздники, кино или театры никто не запретит нам приходить вместе с обычными ребятами. Иногда организаторы (например мастер -класса) знают о ДЦП , иногда нет, но никогда не было отказов по этому поводу. Я думаю подобные проблемы — введения ребенка инвалида в общества, по большей части у родителей в голове, страх что посмотрят не так, обзовут или выгонят.
Большую роль играет внешний вид ребенка, ведь некоторые умудряются ухудшить нелепой, не по возрасту надетой на ребенка одеждой, и еще больше оттолкнуть от себя людей. Поэтому желаю как можно чаще выходить в люди, не бояться и видеть вокруг добрых людей, замечать позитив и не обращать внимания на неприязнь и злобу. Мы сами можем поменять взгляды людей на себя, всего лишь дать узнать о том какие мы, а мы :
- добрые
- веселые
- умные
- красивые
- находчивые
- сильные
- творческие
- позитивные
- целеустремленные
- душевные
Упомяну еще одну локацию, где царит инклюзия — это домашний двор. Обычных детей то не всегда принимают в компанию, а уж особенного всегда с осторожностью. Но дети так или иначе дружат и играют с Матвеем. Бывает всякое и ссоры, обиды, снова дружба, как и везде, главное не вмешиваться (где не надо). От самого ребенка тоже подача должна быть соответствующая, ну не нужно думать что все ему должны — дружите и все тут. Некая заинтересованность и искренность, доверие и дружелюбие — по моему основные критерии дружбы любых людей.
Оставайтесь людьми, живите в гармонии с самим собой и окружающими!