Практически каждый ребенок с различными формами ДЦП имеет проблему, сначала с рисованием, затем с письмом. Одни дети со спастикой, в данном случае, в руках, другие с гиперкинезами. Вот и в случае с Матвеем, нашим сыном, гиперкинезы играют ключевую роль. Я не буду брать самый ранний возраст, когда преобладали каляки маляки, они присущи каждому ребенку с диагнозом и без. Раскрашивать он никогда не любил и любые купленные в большом количестве раскраски просто копились в ящике, ожидая желания юного художника. А просто рисовать Матвей хотел редко, по настроению. В основном рисование или какие -то другие творческие работы проходили в различных развивающих кружках, в которых мы начали заниматься с полутора лет. Рисунки были такого плана:
Подготовка к школе ребенка с ДЦП
Конечно мы начали готовиться к школе в возрасте 5-6 лет, с прописей такого плана:
Стало понятно что прописные буквы будут получаться еще не скоро.
Письмо в школе у ребенка с ДЦП
Затем началась школа и в первом классе Матвей был на домашнем обучении, это когда ребенок числится в классе, но находится дома, три раза в неделю на 2-3 часа приходит учительница и проводит с ним индивидуальные уроки. Кстати говоря, Матвея не взяли в класс якобы из-за нехватки мест, рабочей парты и отсутствия специалистов, но на самом деле директор побоялась ответственности, не нужны ей оказались наши проблемы. На самом деле я разочаровалась в школе, в которой училась 11 лет, к сожалению.
Итак, к нам начала приходить учительница, Матвею очень нравилось заниматься, так как он привык к подобным занятиям, ему было интересно, хотя уже начиналось нежелание выполнять монотонную работу, которая давалась ему с трудом. И это оказалось письмо, точнее буквы и цифры. Читать он любил, и в последствии стал читать очень много.
Учитель начала писать с ним способом «рука в руке», но тем самым она писала за него фактически, к сожалению тех работ у меня не сохранилось. Прописные буквы сам он так и не мог писать. Дальше во втором классе мы перешли не просто в другую школу, а даже в другой город. Я стремилась к инклюзии (когда дети с разными заболеваниями и нормотипичные дети обучаются в одной школе, где созданы необходимые условия обучения для всех), потому что социализироваться и благополучно войти в общество Матвею вполне реально. Поэтому во втором классе он обучался уже в инклюзивной школе, находился в классе, где уже обучались несколько ребят с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). В целом с учебой все было хорошо, даже отлично, но писать он не сразу стал лучше. Начали пользоваться большими тетрадями формата А4, которые я расчерчивала большими клетками, что бы сформировать ровноту строчки и соразмерность букв и цифр.
Так Матвей писал без расчерчивания клеток 1 см *1 см
Здесь видна разница с разница с расчерчиванием и без
И письмо с широкой разлиновкой
Поиск нового способа письма для ребенка с ДЦП
Постепенно стали переходить вот на такие тетради, предназначенные для иероглифов, которые я нашла где -то в интернете. Они были удобнее тем, что не нужно было расчерчивать большие клетки и размером были даже меньше обычной тонкой тетради, потому что ребенку уже неудобно стало работать в больших тетрадях.
Но все равно два слова на одну строчку — это было чересчур
Пробуя писать в прописях, мы поняли что ни к чему это не приводит, почему то он совсем отказывался в них писать и тогда мы решили попробовать сами писать ему буква, особенно такие, которые он писал хуже всего. И он начал прописывать их в строчку, такой работы было очень много, и практически каждый день на протяжении года — полутора.
Дальше, по ходу учебы, когда заметили что ленится красиво писать, он прописывал фразы, которые особенно плохо выходили. Особенно была проблема с отступами между словами, он писал их практически слитно. Также это касалось начала предложения с большой буквы и переноса слов.
Обучение письму ребенка с ДЦП с помощью книг
И конечно основное время занятия письмом было и остаётся сейчас — это переписывание текста из любой книги, будь то стихи или проза. Писал Матвей примерно по 4-5 страниц в обычной тетради, не забывания о цифрах. Тут уже видно что результат есть, буквы становятся меньше по размеру и аккуратнее. Конечно, не всегда обходилось без слез и нежелания, но мы постоянно говорим Матвею о том, что иначе никак и писать все равно нужно для разработки мелкой моторики, соответственно тренировки речи, координации и тд.
И таким образом есть отличия от варианта выше в той же самой тетради для иероглифов.
Постепенно буквы становились все меньше и меньше. Тут пишет стихи
С английским вот так обстояли дела, не знаю как понимают учителя, но английский буквы мы не прописывали дома. Поэтому пишет их как то так:
Здесь отличия письма дома — переписывания книжек и письма в классе. Там он конечно торопится и не так старается как дома:
Итоги обучения письма ребенка с ДЦП на протяжении 4 лет
На данный момент лучшее письмо Матвея, до прописных букв еще трудиться и трудиться, но при его гиперкинезах, такое письмо уже хорошо.
Если какое -то время он перестает писать текст с книг — то начинает лениться и буквы начинают прыгать, забывается орфография и тд. Поэтому можно сказать, что отдых нужен, но непродолжительный.
Ребенку с ДЦП и тем более с гиперкинезами необходимо не только постоянно заниматься АФК, но и постоянно тренироваться писать для того, что бы в сознательной жизни чего — то достичь, иметь качественный и комфортный уровень жизни.
Статья носит информационный характер, консультация специалиста обязательна!
Если появляются вопросы — пишите ниже комментарии, я обязательно отвечу!