Инклюзия (от inclusion — включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.
Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады! » Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С. И. Ожегов).Все что я напишу ниже — это сугубо мое личное мнение, которое может не совпадать с общепринятым. Я использую только свой опыт и наблюдения.
С самого раннего детства нашего ребенка с ДЦП было решено активно его социализировать, для его развития. Мы никогда не сидели дома, в том смысле, что постоянно ходили на различные развивающие занятия, которых в небольшом городе было не так много и для обычных детей, а если ребенок с инвалидностью — то их вообще практически не найти. Лет 10 назад развивающие занятия были исключительно в центрах реабилитации, созданных исключительно для детей — инвалидов. Но, как я уже сказала, таких специализированных центров в маленьких городах не было 11 лет назад, как нет и сейчас. Хотя сейчас на базе детских поликлиник постепенно создаются отдельные группы для малышей с отставанием в развитии.
Вторая и третья части статьи про инклюзию.
Первый опыт инклюзии
Но я хотела бы затронуть тему именно инклюзии, как ее воспринимают родители или сами люди и даже дети с инвалидностью. К 1,5 летнему возрасту, когда уже стало понятно, что с Матвеем нужно активно и много заниматься, я решила пойти заниматься в развивающую группу для обычных детей, в то время из-за того, что специализированных групп просто не было. И тут очень важно как к особенным детям относятся руководители/специалисты, те кто будет работать с ребенком. Потому что некоторых сразу «отворачивает» и они сразу отказываются, вежливо посылая в другие учреждения, например логопеды, которые не хотят заниматься с детьми ДО достижения его трехлетнего возраста, якобы из — за незрелости чего — то там… Так вот здесь в этой группе для обычных детей были воспитатели, которые с пониманием приняли Матвея и меня (так как я присутствовала и передвигалась вместе с ним, потому что он не ходил совсем в то время) и проводили занятия не акцентируя внимание на нём. А дети, конечно были малы, что бы чувствовать какие — то различия. Такой был наш первый опыт инклюзии, хотя как таковой ее в то время не было.
Скорее всего мне повезло, потому что знаю, с друзьями и окружающими везет не всем, наши друзья приняли Матвея и легко, поэтому их дети имеют представления кто такие дети — инвалиды и не испугаются при встрече с другими особенными ребятами или взрослыми, будут представлять как нужно общаться и вести себя в их обществе.
Детский сад и инклюзия детей с овз
Несмотря на то, что Матвей не ходил, ходьба в 5-7 шагов не считается, в три с лишним года его приняли в группу детского сада. Но не в тот, который ходила я, у директора была какая -то отговорка. На самом деле боялись брать ответственность. В итоге мы ходили на 3 часа в группу. За это время он не успевал ни с кем подружиться, ни поиграть. Я присутствовала на протяжении всего времени, полностью заменяя воспитателя. Ходили мы туда от силы месяц. Зато нам дали кучу советов как народным способом избавиться от ДЦП:))) Затем я узнала, в маленьком городке есть так называемый речевой сад, куда ходят дети с нарушением речи.
Туда мы и отправились и Матвей оказался единственным ребенком с ДЦП. Здесь мы также ходили на 3 часа и я также находилась в группе, что для меня было мучительно, так как дети периодически сильно шумели (поверьте воспитателям нелегко, но со стороны их работа не считается тяжелой). Потом я могла уходить по делам на какое — то время.
В этом возрасте дети также нормально относились к его необычности, но и дружбы он не завел. Ребята всегда с настороженностью относятся, если не знают ребенка или не понимают его речь, что было и у Матвея. Воспитатели относились хорошо, хотя чувствовалось напряжение, когда я находилась в группе. Во время мероприятий, утренников, его старались брать в игру, на выступления, в хороводы, хотя было видно что сделать это технически сложно. Но я знаю что обычно, детки с инвалидностью сидят на стульчиках во время утренников, никак не задействованы в процесс кроме наблюдения. Это происходит и тогда , когда «домашних» детей — инвалидов приглашают праздники в детские сады, они просто наблюдают, хотя если уж организовывают такие мероприятия, можно и включить ребенка с овз в процесс, эффекта будет гораздо больше.
Вот примерно так, даже не зная что такое инклюзия, наверное интуитивно вводила в общество ребенка, которое не всегда готово и хочет принимать особенных детей в свои круги. Но иногда нужно проявить немного наглости, упорства и смелости, что бы заявить о себе для будущего наших детей.
В следующих статьях я буду рассказывать об инклюзии в школе и других организациях и в обществе в целом.