Дизартрия у детей с ДЦП
Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Дизартрия у детей с церебральным параличом проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка.
При дизартрии наблюдается патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.
Типы дыхания у детей с ДЦП
Чаще всего в нашей логопедической практике встречаются спастико-паретическая и смешанная формы ДЦП. При таких формах ДЦП наблюдается дыхание поверхностное, ключичное (в покое), а в речи – преобладает ключичный тип дыхания, вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Ребенку не хватает дыхания, чтобы закончить фразу. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Речевая фонация – голос тихий, слабый, иссякающийся по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый. На примере стихов, можно увидеть как дыхание важно для правильной речи.
Логопедическая работа с детьми, имеющими церебральный паралич должна включать артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.
Артикуляционная гимнастика при дзартрии
Цель артикуляционной гимнастики, с которой должно начинаться логопедическое занятие – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и фонации, так как при дизартрии наблюдается значительное снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений. Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.
Физические дисфункции у детей с ДЦП
Дети с церебральным параличом имеют ряд физических проблем, но дыхательная дисфункция был одним из самых коварных.
Потому что детский церебральный паралич является результатом повреждения головного мозга, что может привести к невозможности управлять мышцами, в том числе лица и мышцами шеи, возникает ряд вопросов, при возникновении глотания, жевания, сосания, дыхания и питания, особенно когда эти функции под угрозой. Для функционировать должным образом тело требует способности пропускать воздух или вещества через рот, в глотку и в пищевод. Когда ребенок дышит дыхательный пути должны быть открыты, но во время еды или питья воздушный канал имеет способность закрываться. Это требует комплексной нервной деятельности и правильно функционировать.
Например, в оральной фазе, рот содержит пищу, слюна смачивает ее, жевательная функция ломает еду, язык помогает пище следует проглатывать, а затем пища продвигается в глотку. В фазе глотки дыхательные пути закрыты, в то время как пища проходит через нее, а затем возобновляется, чтобы восстановить дыхание. Если этот процесс будет нарушен, возникает удушье или аспирации. В фазе пищевода, еда сглотнул и пищевода проход расслаблен и отпрянул, а нижнего пищеводного сфинктера помогает сохранить пищу.
Ребенок может испытывать проблемы при глотании жидкостей или продуктов питания, потому что сложные мышцы рта и горла не работает должным образом. Это может привести к проблемам с дыханием.
Кроме того, ребенок может быть не в состоянии откашливать мокроту, что физически затрудняет дыхание. Застой секрета может привести к инфекциям и бактериальной колонизации. Любой из этих обстоятельств может привести к инфекции легких или пневмонии, и с течением времени, может привести к летальному цикла рецидивирующих инфекций и прогрессирующего легочного повреждения.
Сложные случаи с дыханием у ребенка с ДЦП
Если ребенок имеет более тяжелый случай церебрального паралича, мускулатура дыхательных путей также могут быть деформированы из-за дополнительной тонуса, деформации грудной клетки, или искривлением позвоночника. Деформации могут затруднить дыхание и правильное расширение легких, и мешать кислороду. Это может привести к дыхательной дисфункции, что может привести к серьезным осложнениям в дальнейшей жизни.
Кроме того, ребенок, который плохо питается или имеет кислотный рефлюкс, часто страдает от снижения функции легких, что делает ребенка уязвимым к инфекциям.
Родитель зачастую не способен заметить дисфункции дыхания у ребенка. Особенно если ребенок не является коммуникативным, это может быть особенно опасно, потому что он или она не может быть в состоянии информировать родителей или врачу, что дыхательная проблема существует.
Если родитель замечает вышеупомянутые признаки нарушения дыхания у ребенка, необходима консультация пульмонолога.